ЕСТЬ ДЕРЕВНЯ НА ТРАКТЕ СИБИРСКОМ

История старинного сибирского села Усть-Ламенка и известные люди, проживавшие в ней.

КАК ПОКОРЯЛИ СИБИРЬ

Карта сибирского тракта (https://vnikitskom.ru/lot/?auction=12&lot=193)

Освоение Сибири — это уникальный исторический период, когда просторы Сибири и Дальнего Востока вошли в состав Русского государства, начавшийся в конце XVI века. Официально считается, что процесс начался с похода Ермака против Сибирского ханства в 1581 году.
Русские заселяли Сибирь по рекам. Обойдя уральские горы, первые заселенцы сплавлялись по Тагилу, Таре, Тобольску и Иртышу. Сухопутные дороги прокладывались медленно, в основном зимой, чтобы преодолеть болота и топи на своём пути.
Этот процесс сопровождался активным использованием военной силы. Прибыв на новые земли, казаки старались наладить мирные отношения с местными племенами. Они предлагали подчиниться Белому царю и платить дань — ясак. Однако, если переговоры не приводили к согласию, казаки прибегали к оружию.
Для защиты своих новых владений, построили Старо-Ишимскую оборонительную линию, состоящую из множества небольших поселений - форпостов.
В 1698 году был основан форпост № 1003, который в дальнейшем назовут Усть-Ламенской слободой. Основывать Усть-Ламенку начали зимой, из-за окружных болот. Первый форпост состоял из трёх зданий, колодца и был обнесён большим деревянным забором. По описанию Усть-Ламенки из портфеля Миллера, она была защищена лежачим забором и надолбами, что говорит о трудности жизни на новой земле. По легенде, первым жителем Усть-Ламенской слободы стал татарин Лама, в честь него и назвали речку, которая является устьем реки Вагай. Так и произошло название села - Усть-Ламенка, что дословно можно перевести, как устье реки Лама. Почти все старинные поселения названы в честь водоёмов, потому что строили сёла на их берегах. Сначала называли воду, а уже потом сёла. 

ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ СЕЛА

Предположительный план Усть-Ламенского форпоста. Составлен Бойко Е.А.

Усть-Ламенская слобода возникла как форпост № 1003 на Ишимской оборонительной линии. Обычно назначался ответственный за строительство поселения слободчик или приказчик, которому поручалось подыскать место, подобрать желающих на переселение, возвести укрепления и распахать десятинную пашню.
Десятинная пашня - распространённое в Сибири явление. Существовала до 1762 года и согласно этой повинности, крестьянин должен был выполнить на специально отведённой государством пашне весь цикл агротехнических работ за право обрабатывать отведённый ему участок, находившийся на земле, верховным собственником которой являлось государство. В дальнейшем десятинную пашню заменила рента.
Место для строительства Усть-Ламенской слободы было выбрано на высоком берегу реки Вагай, где она впадает в реку Гремяча (второе название реки дано в честь первого поселенца - Лама). Название реки Гремяча происходит от её быстрого течения и извилистого русла, из-за чего она издавала шум, похожий на грохот.
Строителем и основателем слободы стал Иван Бобровский, сын тобольского боярина. Он собрал команду казаков и крестьян из местных жителей Тобольска и тех, кто пришёл из-за Урала. Всем поселенцам были предоставлены льготы, включая освобождение от государственных повинностей. Тем, кто пришёл из других мест, выдавали семена, а также инструменты: топоры, пилы и серпы. Вероятно, переезд состоялся в конце зимы, чтобы можно было использовать санный путь для преодоления болот и других препятствий. Весной началась заготовка леса для строительства домов и крепостей. Летом привезли скот и птицу для разведения.

В 1760-х была возведена главная дорога того времени - Сибирский тракт, в Усть-Ламенке начали торговать местными изделиями и продуктами, а буквально через одно поколение от первых поселенцев, село начали называть торговым. Усть-Ламенские жители выставляли свои товары не только на местных «Кузьминках» (ярмарка была названа в честь святых Косьмы и Дамиана), но и в достаточно отдалённых местах, где тоже проходили праздники и гуляния. Грунтовые дороги Сибири отличались ровностью и хорошим состоянием и если не случалось длительных непогод, то местным жителям было легко проезжать длительные расстояния. По данным ревизии XIX века, в Усть-Ламенке было 120 дворов. Село было разделено на земельные общества: Растягаевское, Пузырёвское, Гатское, Загремецкое и Слободское. Во главе каждого общества стояли старосты и писари, которые подчинялись только волостному старосте и писарю.
Улицы села имели свои названия: Большая и Малая, Растегаева, Пузырёва, Гатская, Большая и Малая Загремяча, Большая и Малая Одина, Московская, Цыганская, Слободская и Центральная площадь. На площади находились купеческие дома, магазины, склады, торговые палатки, лавки, дома священников, волостное управление, местная тюрьма, полицейские и судебные учреждения, почта, арестантская больница. 

СЛОБОДСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Слободская площадь Усть-Ламенки в начале 19вв.

Сердцем Усть-Ламенки, живописного поселения, издревле являлась слободская площадь. Это место, бьющееся в ритме жизни поселения, было ареной многочисленных событий, начиная с шумных народных гуляний и заканчивая торжественными встречами знатных гостей. Именно здесь, на просторной площади, разворачивались яркие полотна ярмарок, которые на протяжении веков являлись не просто развлекательными мероприятиями, но и основой экономического благополучия Усть-Ламенки. Жители слободы, благодаря удачному географическому положению своего поселения, процветали за счёт оживлённой торговли, привлекая купцов со всей округи.
Сибирский тракт, пролегавший через Усть-Ламенку, служил мостом, связывающим различные уголки огромной страны. По нему непрерывным потоком двигались обозы, гружённые товарами: от дорогого шёлка и пряностей до простых предметов крестьянского обихода. Помимо купцов, по тракту следовали каторжники, осуждённые на каторжные работы в Сибири, их охрана, а также бесконечный поток странников и переселенцев, ищущих лучшей доли на бескрайних просторах Сибири. Усть-Ламенка, расположившись на стратегическом перекрёстке, предоставляла им приют, во время гуляний местные жители с радостью сдавали свои дома гостям, а сами ютились в сараях. Здесь предоставляли возможность пополнить запасы провизии и отдохнуть перед дальним путешествием. Всюду на слободской площади раздавались рассказы о далёких краях, о смелых подвигах и трагических судьбах, создавая неповторимую атмосферу одного из великих сибирских поселений.
Ярмарки в Усть-Ламенке были настоящим зрелищем. Торговцы со всей Сибири съезжались сюда, чтобы продать свой товар и приобрести необходимые вещи. На Слободской площади стояли лавки Пугочёва, Кржечковского, Толкачёва, Бернадского, Шиновского, Чистякова, Рудаковского, Старикова. Возле прилавков кипела жизнь: торговались, шутили, пели песни. Звуки балалаек и гармоней смешивались с криками купцов и смехом покупателей. Здесь можно было найти всё, что душе угодно: ткани, посуду, инструменты, продукты питания, и даже редкие экзотические товары, доставленные из далёких стран. В период ярмарок население Усть- Ламенки многократно возрастало, превращая слободу в центр торговли и жизни. Доходы от ярмарок были огромны, благодаря им Усть-Ламенцы развивали село. Таким образом, слободская площадь не просто была центром Усть-Ламенки, но и сердцем её экономической и социальной жизни, отражая всю сложность и многогранность истории Сибирского тракта. К XXI веку, к сожалению, осталось немного материальных свидетельств той эпохи, но легенды и рассказы о процветающей Усть-Ламенке живут в памяти потомков.
На слободской площади располагались купеческие дома. До наших дней сохранились два купеческих дома и купеческие лавки.
Жила в Усть-Ламенке зажиточная купчиха Кайзерова. После смерти мужа она приняла к себе в дом бывшего ссыльного зоотехника Владимира Шатровича. Он быстро освоился на новой земле, развил своё хозяйство, имел паровую мельницу, кожевенный и маслобойный заводы на берегу реки Гремяча, а также конный завод, свиноферму и магазин. Во владении Шатровича были два дома, по архитектуре совершенно не свойственных Сибири. Первый этаж, скорее всего служебный, имел маленькие полуовальные окна с решётками, внутри стены выбелены, под домом находился просторный подвал. Второй этаж был парадным, там принимали гостей и устраивали пиры. Входом на второй этаж служил пристрой, располагался сзади дома. Окна высокие, с богатыми наличниками. Снаружи дом был оштукатурен импортной замазкой, которая местами сохранилась и до наших дней. Этот уникальный памятник архитектуры конца 19 века требует капитального ремонта. Несмотря на щели в стенах и протекающую крышу, перекрытия не сгнили и восстановить дом - задача посильная.
Ещё, среди прочих, выделялись братья Василий Фёдорович и Николай Фёдорович Осокины - купцы первой гильдии. Их дома находились в самом центре села, между ними стояли купеческие лавки. Дома одноэтажные, одинаковые, в доме слева от торговых лавок был высокий подвал. Входом в этот подвал служили ворота, вероятнее всего туда свозили урожай на хранение. Справа от купеческих лавок находился второй такой же дом, оба они построены в стиле «узорной» архитектуры, кладка выполнена из красных кирпичей, в узорах применялся и белый, в качестве раствора использован битый мрамор на яичных желтках, стены стянуты железным кольцом по всему периметру дома, поэтому даже спустя столько лет здание непоколебимо стоит. До наших дней дожил лишь один Осокинский дом, справа от купеческих лавок. Купеческие лавки тоже сохранились, в 1970-х годах спереди к ним пристроили новое здание. До сих пор в этом здании работает магазин «Центральный». В Купеческих лавках потолок выполнен в арочной форме, имеется два подвала, один небольшой, второй достаточно вместительный, потолок в нём тоже арочной формы. В советское время там хранились скоропортящиеся продукты, на данный момент подвалы пустуют.
Существует поверье, что от одного из купеческих домов был проложен потаённый ход к церкви, которая располагалась через дорогу, однако на данный момент его не обнаружили. 

ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ КОСЬМЫ И ДАМИАНА

Рисунок церкви художника музея "Берегиня" С. Удилова

В истории каждого народа есть места, которые оставляют неизгладимый след в сердцах людей. Для жителей Усть-Ламенской волости такой святыней была Усть-Ламенская церковь, величественное сооружение, ставшее символом их духовной жизни.
С самого начала становления Усть-Ламенской слободы роль церкви выполнял деревянный крест, на месте которого в 1820 году поставили деревянную церковь. В 1839 году на средства богатых крестьян и зажиточных купцов построили большую и богатую белокаменную церковь, а старую деревянную, по легенде, практически на своих руках перенесли по бревнышку в Ситниково (село в Омутинском районе). Однако для строительства церкви были взяты только необходимые материалы, несгнившие брёвна и доски. Ведь Усть-Ламенская деревянная, уже вторая по счёту церковь, была ветхой. В ней до последнего проходили службы, пока строился новый каменный храм. Официально известно, что из Усть-Ламенской церкви в подарок Ситниковской было передано Евангелие, оно было таким старым и древним, что использовалось на службах очень редко, только по большим праздникам.
Новая белокаменная Усть-Ламенская церковь была названа в честь святых Косьмы и Дамиана, известных своими чудесами и бескорыстным служением людям. Братья, ставшие искусными врачами, исцеляли больных, не требуя ничего взамен. Они стали покровителями счастливого супружества и семейного благополучия, что особенно ценилось на Руси.
Описание церкви из Справочной книги Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года:
«Село Усть-Ламенское. Церковь каменная, одноэтажная, построена в 1839 году. В ней три престола: 1) во имя Святой Троицы, 2) во имя святых бессребреников Космы и Дамиана и 3) во имя святой мученицы Параскевы. В деревне Медвежка имеется часовня, неизвестно когда построенная, служба в ней совершается 1 января. В приход входят деревни: Загремячья, Растягаева, Решетникова, Гришина, Калугина, Тарасова, Глубокая, Пашкова, Медвежка, поселки Слободской и Робчуковский. Всего в приходе 880 дворов, прихожан мужского пола 2551, женского пола 2506. Церковной земли имеется: усадебной 18 десятин, пахотной 180 десятин, сенокосной 20 десятин; земля находится на расстоянии 4 верст от церкви. Церковный капитал составляет 14000 рублей. Штат: два священника, диакон и два псаломщика. Настоятель церкви получает жалование 137 рублей 20 копеек в год, второй священник — 106 рублей, псаломщики по 35 рублей 28 копеек в год, просфорня получает из церковных средств 64 рубля в год. Дома для причта находятся на общественной земле, построены прихожанами на церковные средства в 1889, 1899 и 1901 годах. В приходе имеются: Усть-Ламенское сельское училище, двухклассная церковно-приходская школа, в деревне Медвежка одноклассная школа и в поселке Слободском также одноклассная школа.»
Усть-Ламенка в конце XIX — начале XX века была процветающей волостью. В ней действовали четыре школы, церковь, часовня и проживало более 5 тысяч жителей. Волость также славилась своими праздниками, среди которых особенно выделялся престольный праздник, посвященный святым. Он проводился ежегодно 14 ноября и длился целую неделю, привлекая множество гостей и жителей. Это было время радости и веселья, когда люди приходили в храм, чтобы помолиться и отметить это событие. Ярмарка, проходившая на празднике, привлекала торговцев со всех окрестных волостей. Здесь можно было найти всё, что производилось в сельском хозяйстве, и поэтому Усть-Ламенку называли «торговой слободой».
Церковь играла важную роль в жизни каждого жителя села. Здесь крестили детей, венчали молодожёнов и отпевали усопших. Священники, работавшие в храме, были настоящими мастерами своего дела.
Церковь была не только духовным центром, но и культурным. При ней располагались две часовни, библиотека и школа грамоты, где дети могли получить начальное образование.
Старожилы вспоминали, что церковь была богатой и красивой. Её купола сияли на солнце, а ограда из кирпичных столбов создавала ощущение надёжности и защищённости. Вокруг церкви росли деревья и кусты, добавляя ей уюта и гармонии.
Время шло, и в 1921 году, в ходе кулацкого мятежа, погиб священник Иоанн Снегирёв. Его тело долго оставалось непогребённым, так как советская власть отказывалась хоронить его. Даже те односельчане, которые уважали и были благодарны Иоанну, боялись подойти к телу. Жена священника практически в одиночку похоронила своего мужа, сама сколотила гроб и вырыла могилу. К ней на помощь пришёл только церковный сторож.
А в 1937 году церковь постигла печальная участь — её начали разрушать. Это было время, когда атеизм стал государственной идеологией, и храмы превращались в клубы и склады.
После закрытия церкви в ней разместили тракторную мастерскую, а затем, в конце 1950-х, и вовсе разобрали здание. И снова Усть-Ламенскую церковь перенесли в Ситниково, на этот раз в качестве фундамента для первого в Советском Союзе Молочно-консервного завода имени Октябрьской революции, на котором впервые начали выпускать сгущённое молоко. До сих пор кирпичи Косьма-Дамианской церкви лежат в фундаменте этих цехов. Память о Косьма-Дамианской церкви жива и по сей день: в Усть-Ламенке всё также проводят «Кузьминки», а её история привлекает всё больше людей. 

ПРИХОД СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Усть-Ламенский совхоз, построенный при советской власти из кирпичей разрушенной церкви

Советская власть в Сибири начала утверждаться в 1917 году с использованием военной силы. 26 января 1918 года в Тобольске красногвардейские отряды из Тюмени, Омска и Екатеринбурга арестовали местного комиссара Временного правительства Василия Панкратова. В результате перевыборов в совет вошли 50% коммунистов. 9 апреля они заняли ключевые посты в президиуме и исполкоме.
Окончательно советская власть установилась в Сибири к 1920 году. Это произошло после серии поражений армий Колчака на фронтах Гражданской войны и успешного наступления Красной армии вглубь региона. Советская власть оказала значительное влияние на историю Усть-Ламенки. Церковь была закрыта, а местное правительство свергнуто. Село потеряло своё историческое название торговой слободы, что стало символом новых перемен. Перемены не всегда встречали с радостью. Многие жители Усть-Ламенки, особенно те, кто был связан с торговлей и ремесленничеством, тяжело переживали утрату привычного уклада жизни. Некоторые из них бежали в поисках лучшей доли, а другие остались, но уже в новых социальных и экономических условиях.
Советская власть стремилась модернизировать регион, внедряя коллективные формы хозяйствования и индустриализацию. В Усть-Ламенке появилась коммуна «Новый путь» и колхоз «Заря Урала».    

"ПРОКАТИ НАС, ПЕТРУША, НА ТРАКТОРЕ..."
Пётр Егорович Дьяков с композитором И.Н. Молчановым, на тракторе и в поле.

Какому советскому человеку не знакома песня про тракториста Петрушу? Кажется, что она осталась в памяти у каждого советского гражданина, который хоть раз слышал историю про "огненного тракториста".

Пётр Егорович Дьяков - уроженец Усть-Ламенки, награждён различными орденами и медалями, человек с непростой судьбой, которую оклеветали в начале 90-х годов с распадом советского союза.
Уже с десяти лет Пётр Егорович трудился в поле, в 1928 году, когда в селе появилась коммуна «Новый путь» Пётр Егорович начал работать там, как прицепщик. Трудился на изъятом у кулаков тракторе «Фордзон», буквально спустя неделю уже «сел за баранку» и работа пошла быстрее. И днём и ночью в коммуне кипела жизнь - люди трудились на благо советской власти. В 1929 году 2 июля Пётр Егорович вышел в ночную смену. В роковую ночь его трактор загорелся и Пётр Дьяков пострадал - получил многочисленные ожоги и был доставлен в больницу, вылечился и вернулся к жизни, однако она уже разделилась на «до» и «после». Петра Егоровича втянули в политическую игру - объявили пострадавшим от кулаков, якобы они захотели вернуть себе свой трактор и затеяли обиду на тракториста. Через несколько дней в комсомольской правде уже была напечатана статься под заголовком «Огненный тракторист», вся страна читала и со слезами на глазах скорбила о несчастной судьбе тракториста. На фоне всеобщей скорби поэт Иван Никанорович Молчанов написал стихи «Прокати нас, Петруша, на тракторе», что впервые принесло ему всесоюзную славу. В тексте песни девушки просят Петрушу прокатить их на тракторе, не важно до куда, главное прокати. В то время трактор был в диковинку, а уж посидеть в прицепе или за рулём - аттракцион того времени. В песне также девушки призывают Петрушу, как Комсомольцу не сдаваться, не смотря на разобиженных кулаков и их подлости в адрес новой власти.
В сороковые Пётр Егорович пошёл на фронт, там, как и в родной Усть-Ламенке сидел за рулём, только машина другая была - полуторка. По его воспоминаниям, он не раз попадал под обстрелы: «Кругом рвались снаряды. Не знаю, как у меня получалось, но, будто заговорённый, уходил - таки из опасной зоны».
Во время войны он успел побывать и в Японии, там до 1946 года он воевал, а после восстанавливал разрушенные сооружения. С войны Пётр Егорович Дьяков вернулся со следующими наградами: Орден Отечественной Войны 2 степени, орден Красного Звезды, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», медаль «За взятие Кёнигсберга».
Как только «огненный тракторист» вернулся с войны до 1950-х он работал шофёром в Усть-Ламенской МТС. Затем работал водителем, машинистом-дизелистом и слесарем в Голышмановском хлебоприёмном пункте до 1970 года.
Из воспоминаний Любови Филипповны Бабенковой: «Его посадили на трактор и он нас повёз по тем местам, где его жгли. Но история неоднозначная: одни говорят, что, правда, другие, что по неосторожности загорелся. Он задирал рубаху, показывал нам ожоги». Сам Пётр Егорович до последних дней утверждал, что все события, так широко распространившиеся по стране действительно были. Застала Любовь Филипповна и приезд композитора Ивана Никаноровича Молчанова: «Он собирал здесь, в коммунаре, женский хор. Интересный такой мужчина, приятной полноты».
Второй переломный момент в судьбе Петра Дьякова случился с началом распада Советского Союза, когда односельчане решили рассказать настоящую, не героическую правду. Пётр Егорович пережил потрясение, множественные переживания и практически не покидал дома. в 1990-м году Пётр Егорович Дьяков скончался в возрасте 78 лет.
В самом начале своей жизни этот человек столкнулся с давлением со стороны советской власти. Его заставили принять на веру ложные представления и сделать из себя героя. Однако во время войны он проявил настоящий героизм, сражаясь за свою Родину.
Выйдя на пенсию, Пётр Егорович неоднократно отправлялся в Москву и Тюмень в качестве делегата на различные собрания и съезды. На его адрес приходили сотни тысяч писем от восторженных граждан нашей страны, которые верили в его трагическую судьбу.
Нельзя винить этого человека, но и оправдать его тоже сложно. Иногда даже такой простой вопрос «Стал ли Пётр Дьяков жертвой кулаков?» остаётся открытым, ведь выхода из ситуации просто нет из-за того, что времена давно изменились, а с ними и ушли люди, сохранив навсегда свои тайны. 

ПАВШИМ ЗА ВЛАСТЬ СОВЕТОВ

Мемориальная стелла "Слава павшим за власть Советов" и памятник.

С 31 января 1921 по конец 1922 года всю Тюменскую губернию охватило Западно-Сибирское восстание недовольных советской властью крестьян. В ходе этого восстания в Усть-Ламенке были убиты председатель волостного совета П.С. Свадьбин, его заместитель П.С. Митрофанов, а также П.И. Александров и Зозуля, расстрелянные белогвардейцами. Здесь же, по предположению местных историков, нашли своё последнее пристанище первые Усть-Ламенские комсомольцы: Е. Ермилова, А. Хижняк, М. Степанова, В. Моторина... Всего - 31 человек. в тех же 1920-х годах возвели бетонный памятник, который стал символом трагических событий. В 1970-Х годах по проекту Леонида Алексеевича Пинигина были высажены голубые ели и сконструирована металлическая стелла. Из воспоминаний жительницы села, Любови Филипповны Бабенковой: "Колчака то постепенно убивали, кого захоронили в братской могиле, кого на кладбище. На 9 мая всегда все собирались возле этого памятника, рассказывали истории, было очень интересно слушать." Любовь Филипповна живёт в самом центре Усть-Ламенки, слева от её дома находится дом купца Осокина, справа - купца Шатровича, а из окна кухни виднеется памятник павшим за власть советов. "Мне дорого это место, часто смотрю, как шевелятся верхушки ёлочек и считаю корешки, каждый раз задаюсь вопросом куда девалось три ёлочки, ведь их было десять." Любовь Филипповна помогала Леониду Алексеевичу высаживать эти ёлочки, с большой ностальгией и трепетом вспоминает это время.

Подвиг Усть-Ламенских коммунистов, которые сражались за свою власть на крестьянской земле, увековечен в этом памятнике, а также во многих других подобных монументах, почти в каждом селе Голышмановского Городского округа есть такой. 

СОРОКОВЫЕ ГОДЫ

Дом купца Владимира Шатровича, во время войны в этом здании находился детский дом.

Война пришла в Усть-Ламенку неожиданно. Весть об этом страшном событии в село принёс единственный телефон. Люди застыли в оцепенении, не веря в происходящее. В тот же день, прямо с полей, не успев попрощаться с родными и близкими, Усть-Ламенские мужики, с тревогой и решимостью в глазах, отправились в Голышмановский военкомат. Женщины и дети, без мужчин, растили хлеб для фронта, отправляли посылки для бойцов. Получая похоронки, горько оплакивали мужей и сыновей. Но ни потеря близких, ни голодное житье не ужесточили их сердца. Когда началась блокада Ленинграда, то детей эвакуировали по разным городам и сёлам, вот и в Усть-Ламенку привезли 23 ребёнка. Возглавила детский дом Прасковья Прокопьевна Иевлева. Воспитательницы дарили им материнскую любовь, всячески оберегали, однако запрещали называть себя мамами: «Твоя мама - в Ленинграде, я лишь её заменяю пока что».
Жизнь на селе сильно отличалась от городской. Здесь воспитателям и детям приходилось самостоятельно организовывать быт.
С Усть-Ламенским детским домом был связан и Константин Яковлевич Лагунов, который в то время был секретарём райкома комсомола. Константин Яковлевич часто посещал Усть-Ламенку, здесь он принимал участие в мероприятиях детского дома, подыгрывал юным голосам на баяне. В 1942 году здесь была создана самостоятельная комсомольская организация, в которую вошли ребята от 14 лет. На всю жизнь коллектив педагогов Усть-Ламенской школы остался в памяти ленинградцев. В 1944 году, когда сняли блокаду Ленинграда, повзрослевшие юноши и девушки уехали к себе домой. Остались в детских домах и интернатах Голышмановского района только те, кто за время войны лишился своего дома и своей семьи…
Из воспоминаний Любови Филипповны Бабенковой: "Я была маленькой, под конец войны мне было всего 3 года. Помню, как заглядываю в щёлочку и вижу раненных и искалеченных солдат, вернувшихся домой"
Усть-Ламенцы хранят память о своих земляках, чьи героические подвиги навсегда вписали их имена в историю. Среди них — Герои Советского Союза Павел Петрович Молодых, Алексей Ильич Бельский, Алексей Григорьевич Филонов и легендарный лётчик Пётр Андреевич Нефагин. Всего из Усть-Ламенки ушло на фронт 143 человека, но 75 из них не вернулись, а 13 пропали без вести. Время неумолимо, уже нет в живых ни одного ветерана Великой Отечественной Войны, но их подвиги, совершённые в самом расцвете молодости, остаются для нас бесценным наследием. Мы склоняем головы перед их мужеством и самоотверженностью.
Однажды, в первое время после войны, раздался телефонный звонок в кабинете директора Голышмановского детского дома: «Вам везут 13 детей, встречайте», однако в детдоме не оставалось свободного места и директор порекомендовал поехать в Усть-Ламенский детский дом. Так в Усть-Ламенку попала Трушникова Чу Сан - дитя войны, свидетельница множества событий. Чу Сан родилась в Китае в 1935 году, трёхлетним ребёнком её эвакуировали в СССР, вместе с сестрой Тинь Зя и двумя братьями. Братьев определили в Омский детский дом, больше она их не видела. В Тюменском детском доме Чу Сан разделили с сестрой. Когда Чу Сан перевели в Усть-Ламенский детский дом, то вместе с другими ребятишками она шила на швейных машинках себе одежду, сажала картошку и работала в полях. В 2025 году тёте Люсе, как все привыкли называть добрую бабушку, исполнится 90 лет. 

СТРОИТЕЛЬСТВО ПРИ ХРУЩЁВЕ

Усть-Ламенская машинно-тракторная станция в 1960-х годах.

В 1950-Х годах, в самый разгар освоения целины, решением Тюменского облисполкома от 14.11.1957 № 521 «О перестройке управления строительными организациями местного подчинения» был организован Тюменский общестроительный трест «Сельстрой», основными задачами которого были организация и производство строительных монтажных работ в городах и сельской местности по строительству жилых, культурно-бытовых и общественных зданий, школ, больниц, коммунальных предприятий и сооружений, машино-тракторных станций, совхозов, ремонтных заводов. В Усть-Ламенке начали возводить совхоз «Усть-Ламенский», машинно-тракторную станцию (МТС), а также детский сад, новое здание хлебопекарни, двухэтажные жилые дома и навесной мост взамен старого деревянного, который до конца 1950-х был единственным, соединяющим две части большого села. Не хватало стройматериалов и для устранения их дефицита разрушили главную в Усть-Ламенской слободе церковь - Косьма-Дамианскую. Существует поверье, что перед взрывом, самая главная и богатая икона, написанная на ткани, была срезана и запрятана недалеко от церкви. В 1984 году, при демонтаже дома, который располагался напротив церкви, был обнаружен свёрток. «В то время всё, что как-либо было связано с религией, пресекалось. Мы развернули, увидели икону, и тут же в страхе закопали её», - делится своими воспоминаниями жительница села. К сожалению облик иконы был утерян навсегда, но, скорее всего это была именно та икона, которую в последний момент чудом вызволили из церкви. Из церковных кирпичей построили здание МТС, которое на сегодняшний момент разрушено, однако церковные кирпичи до сих пор лежат на том месте. В архивах Виртуального Музея «Машина Времени» сохранился первый том проектной документации. В ней содержатся чертежи местности и зданий, план строительства и многое другое. Этот единственный, чудом сохранившийся, том представляет большую ценность.

БЕРЕГИНЯ

В музее "Берегиня"

Есть в Усть-Ламенке свой школьный краеведческий музей.У его истоков стояло много увлечённых людей. Среди них ветераны педагогического труда Сазонова Анастасия Фёдоровна – учитель истории и Пинигина Галина Николаевна – учитель математики. В 1992 году краеведческая комната получила звание «Школьный музей». Это звание было подтверждено в 2001 году, когда вновь руководителем музея стала Александрова Лариса Юрьевна. Руководителями музея были Ческидова Галина Николаевна и Молосникова Ирина Геннадьевна. Музейная коллекция насчитывает более 2450 экспонатов основного фонда. На протяжении восемнадцати лет на базе музея работает эколого-краеведческий центр «Берегиня». Проходит учёба краеведов других школ района. «Когда я по распределению попала в Усть-Ламенку, то сразу заинтересовалась историей этой местности. Мне поручили создать школьный музей. Совместными усилиями детей, учителей, помощи администрации села появился лучший школьный музей Тюменской области, в котором кипит жизнь», - говорит Лариса Юрьевна Александрова, учитель истории и обществознания, кандидат педагогических наук и заслуженный учитель России. В «Берегине» было проделано много работы, направленной на сохранение истории Усть-Ламенки. В 2016 году была разработана экскурсия с элементами туристического квеста «Слободская площадь - музей под открытым небом» - туристический маршрут, проходящий по различным местным достопримечательностям. Несмотря на проделанную музеем работу и обращения в органы власти, здания так и не получили статус памятника культуры. Это вызывает серьёзную озабоченность, так как утрата исторических зданий может привести к потере уникальной культурной идентичности этого старинного села.

ЖИВИ, СЕЛО РОДНОЕ

Праздничный концерт в местном доме культуры в честь 300-летия Усть-Ламенки.

В конце 1980-х Усть-Ламенцы решили узнать настоящую дату основания села. Всё началось с того, когда из Голышманово в Усть-Ламенку пришло следующее письмо: «В вашей заметке в газете «Ленинец» от 25 ноября 1989г. Отмечается, что селу Усть-Ламенка «насчитывается более 350 лет». Но вот в «путеводителе по Тюменской области», 1984 года можно прочесть «… большое село Голышмановского района – Усть-Ламенское – расположено в том месте, где тракт пересекает реку Вагай. Одно из старейших сёл района, основано в 1698 году». Пишу не в упрёк Вам, не обижайтесь. Пишу к тому, что через 8 лет будет 300 лет со дня основания села Усть-Ламенка». Начальник Голышмановского РОВД, предложил подумать над этой датой, возможно удастся её как-то отметить. В ноябре 1995 года в администрацию села Усть-Ламенка поступило письмо из Омска от Пинигина Леонида Алексеевича, уроженца села, проживавшего в Усть-Ламенке в довоенные годы. В письме сказано: «Приближается очень важная, знаменательная дата — 300-летие со времени возникновения Усть-Ламенки — Усть-Ламенской слободы. Необходимо уже сейчас и без промедлений разработать вместе со школой, административными учреждениями и предприятиями села, со всей общественностью мероприятия по подготовке к 300-летию образования села».
Леонид Алексеевич упомянул и печальный случай: посаженные им 8 саженцев редких серебристых пирамидальных тополей, привезённых за 600 километров из Омска, были засушены в первое лето. Он предложил, чтобы к празднику каждая семья посадила по одному деревцу, ведь оплатить саженец способна практически любая семья, а через 10-15 лет село преобразится.
Его просьбу услышали, и к празднику было высажено более 100 саженцев ёлок, которые и сейчас продолжают украшать село.
Подготовка к празднику велась не только силами односельчан. Соседние поселения активно помогали в создании концертной программы, украшении села и его озеленении.
Статья из газеты «Голышмановский Вестник» за 31 июля 1998 года:
«Богата Голышмановская земля талантливыми людьми, что еще раз доказали организаторы праздника, посвященного трехсотлетию Усть-Ламенки. В село съехались все самодеятельные артисты района, никто не отказался выступить на четырехчасовом театрализованном представлении. Работники поселкового Дома культуры взяли на себя ответственность за проведение концерта. Т. Гибельгаус, Г. Бетехтина, Л. Семизарова работали над сценарием и на репетициях помогали оттачивать мастерство артистам. Оформляли сцену и сам праздник художники О. Боярских, В. Худяков, А. Тушин. Техническое оснащение и музыкальное оформление зависело от С. Петухова, А. Федоренко и Б. Васильева.
Атмосфера праздника была создана благодаря оркестру духовых инструментов под руководством П. Щиклина. Праздник не мог обойтись без таких великих исторических фигур как Иван Грозный и Ермак. Роли их исполнили А. Пулин, преподаватель второй школы, и И. Любин, СЮТур. Учащиеся Ю. Панов, И. Шейхутдинов, А. Мальгавко, С. Романов, Н. Бетехтина, А. Черникова помогли создать на сцене атмосферу шестнадцатого века. Выступили на празднике лучшие хоры района – малышенский и среднечирковский. Центр детского творчества привез в подарок селу три танца, которые исполнили преподаватели А. Галлямова, Л. Бородина, Е. Иваненко.
Своими голосами и задушевностью пения заворожили зрителей И. Ларионова, Г. Путилова (поселок), А. Кузненова (Медведево), С. Усольцева (Средние Чирки), В. Портянкин (Ламенка), А. Воронов (поселок), А. Смолина и Н. Васильева (Малышенка), А. Сазонова, Ольга и Наташа Савенковы (Усть-Ламенка).
Как обойтись на русском празднике без задорных наигрышей на народных инструментах? Своим мастерством похвалились среднечирковские «Коробейники»: М. Сасакина, В. Табакова, Ю. Мальнакин, А. Горбунов, ламенский ансамбль в составе Н. Малышева, А. Иванова и В. Гибельгаус.
Драмтеатр из Ламенки показал отрывок из пьесы «Свадьба в Малиновке». Школьник из Боровлянки А. Золотарев развеселил уже уставшую под конец концерта публику юмористическим монологом «Ох, уж эта реклама». Гвоздем программы было выступление
хозяев торжества. У зрителей буквально захватило дыхание от вихря цыганского танца. Самую маленькую «цыганочку» Машу Рудак, казалось, мало волновало такое большое количество зрителей – она лихо отплясывала на сцене.
Концерт прошел «на одном дыхании». Созданная атмосфера смогла привлечь внимание публики и удержать его на протяжении всего представления. После основной части мероприятия у здания Усть-Ламенской школы работали различные площадки: спортивные соревнования по волейболу, мини-футболу и городкам. Затем прошла выставка районного и школьного музеев, на которой были представлены исторические артефакты, связанные с историей села.
Всё это время продолжалась выставка товаров народного потребления различных фабрик и заводов Голышмановского и других районов.
И в конце мероприятия с 21:00 до 23:00 у дома культуры проходила концертно-развлекательная программа, в которой участвовали победители районного конкурса «Молодые Дарования». Обратите внимание на выдержку из газеты «Тюменская Правда» за 29 Июля 1998 года: «Молоко собирают со дворов по рублю за литр. Конечно, деньгами не выдают – только товарами. Но в Усть-Ламенке ситуация лучше, чем, например в Боровлянке, где молоко принимают по 50 копеек за литр. Растягаево только на молоке и выживает…»
В то сложное для страны время люди дали себе и другим возможность отдохнуть от повседневных забот и насладиться атмосферой праздника. В этот день мероприятие посетило более 500 человек, что вновь доказывает сплочённость нашего народа. Несмотря на сложные времена, люди продолжали веселиться и радоваться жизни.
Этот праздник, как и многие другие в 90-е, стал ярким примером того, как важно поддерживать друг друга в трудные моменты. Он напомнил всем о том, что даже в тяжёлых условиях можно найти повод для радости и счастья. Мы увидели, как много доброты сохранилось в людях несмотря на сложные обстоятельства. Добрые и отзывчивые люди жили и живут среди нас, готовы прийти на помощь и поддержать ближнего. К сожалению, уже тогда многие понимали, что таких праздников больше не будет, поэтому гуляли с широким размахом, как и подобает настоящим сибирякам.
Организаторы мероприятия постарались создать атмосферу уюта и тепла, чтобы каждый гость почувствовал себя частью большой и дружной семьи. Были организованы разнообразные развлечения: концертная программа, выставки и спортивные соревнования. Каждый нашёл занятие по душе, и это ещё раз подтвердило, что вместе люди способны преодолеть любые трудности. 300-летие Усть-Ламенки стало самым значимым событием в новейшей истории села и района, сохранив свой образ в памяти нескольких сотен людей. 

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ

Местные достопримечательности

Сегодня Усть-Ламенка - не вымирающее, а наоборот разрастающееся село. В 1998 году на месте разрушенной белокаменной церкви был возведён памятник-часовня. Её архитектором стал житель Голышманово А. Горбунов, который объединил две идеи в одном проекте: с одной стороны, он хотел почтить память погибших в Великой Отечественной Войне, а с другой — построить часовню. Теперь на самой высокой точке села красуется часовня, на стенах которой высечены имена участников Великой Отечественной. Недалеко от микрорайона «Растягаево» в 2010-х годах были построены Тюменские Молочные Фермы, где постоянно внедряются самые передовые технологии в производстве молока. На въезде в село есть заправочная станция и туристическое отель-кафе «Усадьба». В местной школе обучается 87 детей, в садик ходит 45 малышей. В селе всё больше домов, где сделан современный ремонт, на рынке недвижимости цены начинаются от 400 тыс. и заканчиваются несколькими миллионами. В Усть-Ламенку приезжают люди с севера, приток новых жителей периодический. Самое сердце села - Слободская площадь (ул. Центральная). До сих пор здесь сохранились те самые купеческие лавки и дома, в которых когда-то проживали знатные и богатые люди. Двухэтажный дом Шатровича находится в неплохом состоянии, требует ремонта, но после будет пригоден к жилью. Домам купцов Осокиных повезло меньше, один из домов был разрушен в 2008, второй дом лишён крыши и перекрытий. Деревня растёт и поэтому нуждается в сохранении таких уникальных памятников культуры, их восстановления. Эти величественные здания, словно старинные стражи времени, должны получить статус памятников архитектуры, ведь это не просто история Усть-Ламенки, а маленькая крупица истории нашей большой страны! Купеческие дома могли бы превратиться в уютное пространство для местного школьного краеведческого центра «Берегиня», где каждый уголок хранит память о прошлом и вдохновляет на новые открытия или стать хранилищами для нашего музея "Машина Времени", где каждая деталь дышит историей.

Иногда мне снится удивительный сон: я гуляю по тихой и живописной Усть- Ламенке. Вокруг меня бегают радостные дети, кричат и смеются. На лавочках у маленьких, но уютных домиков сидят мудрые бабушки, их голоса звучат, как мелодия, рассказывая о былых временах. А вдалеке, на возвышенности, стоят старинные купеческие дома, словно живые свидетели истории. Кажется, что только вчера в них жили купцы, а их тени всё ещё бродят по этим улицам, принося с собой дух прошлого...

В статье использованы материалы ЭЭКЦ «Берегиня», Музейной Комнатой Культуры ГГО, интернет-ресурса «У истока»(Пинигин С.В.)
Авторы статьи: Александрова Л.Ю. Чиркова А.В. Ялалов И.И.
Редакторы: Лукьянова Е.А. Плесовских Д.В.
Большое спасибо старожилам села за бесценную информацию! 

УСТЬ-ЛАМЕНКА НА КАРТЕ ИГРОВОГО МИРА

Усть-Ламенский СДК

Совместно со всемирным проектом "Build The Earth"("построй Землю"), Музей "Машина Времени" создал виртуальную копию слободской площади села Усть-Ламенка.
Проект "Build The Earth" был запущен в марте 2020 года и направлен на воссоздание всех уголков Земли в популярной видеоигре Minecraft. С тех пор команда проекта, в которую входят энтузиасты со всего мира, проделала огромную работу. Они создали виртуальные копии знаменитых достопримечательностей, городов и природных объектов, включая села и деревни.
Проект "Build The Earth" не только сохраняет память о селе, но и способствует популяризации истории и культуры России. Он привлекает внимание к уникальным архитектурным и культурным памятникам, которые могут быть утрачены в реальной жизни. Выставка в Музее "Машина Времени" стала ярким примером того, как современные технологии могут служить благородным целям сохранения культурного наследия.

ВИСЯЧИЙ МОСТ

ТЕРРИТОРИЯ ДОМА КУЛЬТУРЫ

ЗДАНИЯ КУПЦОВ ОСОКИНЫХ

ДОМ КУПЦА ШАТРОВИЧА И СЛОБОДСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Этот уникальный симбиоз современных технологий и истории демонстрирует, насколько важен прогресс в области сохранения исторического наследия своей родины. Современные технологии позволяют оживить исторические артефакты и места, делая их доступными для широкой аудитории. Это не только привлекает внимание к культурным ценностям, но и способствует их сохранению, защищая от утраты.

ФОТОГРАФИИ СЕЛА 1800-2024

Слободская площадь в конце 1800-х годов.

Купеческие лавки Осокиных в 19 веке.

Фотография, сделанная 31.11.1913.

1950-1970 годы

Детские ясли и средняя школа в 1960-х

Жилой двух этажный дом, пекарня и одно из зданий МТС , построенные в1960-Х 

Коллектив кирпичного завода в 1960-1970гг.

Усть-Ламенское МТС

Рисунки и фотография церкви

Пётр Егорович Дьяков

Вручение коллективу Усть-Ламенского клуба грамоты, первое здание клуба (разрушено в 1990-х), выступление детей
1990-2000 годы

300 летие Усть-Ламенки

Художественная самодеятельность и совет ветеранов (конец 90-Х, начало 2000-Х)

Урок в сельской школе, общая фотография в библиотеке, концерт в СДК

2010-2020 годы

Песни молодости под баян

Художественная самодеятельность 2010-Х

Наше время

На въезде в село

Купеческие дома и памятник-часовенка

Висячий мост и памятник

ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ СОХРАНИМ ИСТОРИЮ!

Если у вас есть фотографии, документы или видеоматериалы, связанные с историей Усть-Ламенки, и вы готовы стать участником нашего проекта по сохранению истории, то напишите нам сюда.
Каждый снимок или видеозапись станут бесценным источником для восстановления и увековечения богатой истории этого удивительного старинного сибирского села!

Все фотографии села доступны по ссылке снизу:

Виртуальный Музей "Машина Времени" стремится увековечить память об Усть-Ламенке, восстановить и присвоить статус памятника архитектуры старинным зданиям, которые до сих пор хранят дыхание прошлого. Наша миссия — спасти угасающую культуру сибирского села, которую медленно, но неумолимо вытесняет город. Мы верим, что через наш Музей будущие поколения смогут прикоснуться к богатому сибирскому наследию и сохранить уникальную атмосферу этой части России.

Вступайте в ряды любителей истории!

Подписывайтесь на наш официальный паблик в социальной сети ВКонтакте.
там вы найдёте актуальную информацию, множество уникальных экспонатов, исторические справки, документы и фотографии.

Подписаться

Виртуальный Музей "Машина Времени" дарит каждому посетителю уникальную возможность отправиться в путешествие во времени, в далекие годы существования Советского Союза. В нашем Музее вы не только сможете увидеть редкие экспонаты и архивные материалы, но и ощутить атмосферу той эпохи, почувствовать её дух и настроение. Мы стремимся сделать Музей увлекательным и познавательным, постоянно пополняя и расширяя нашу коллекцию.